Жизнь учит, что при серьезном ДТП споры, вызванные различным пониманием строк договора страховщиками и их клиентами, начинаются практически сразу с момента аварии. Понять страховые компании можно, ведь доход таких фирм складывается из собранных сумм, отдавать часть которых в виде возмещения никто не желает. Однако понять и простить не синонимы, и вернуть свои деньги вполне логично.
При этом действовать нужно в соответствии с законом. Ведь если страховая не платит по КАСКО, порядок действий потерпевшего несколько отличается от того, как следует поступить при отказе в возмещении по ОСАГО. В основном разница в необходимости досудебного разбирательства. В последнем случае, поданная до суда претензия в страховую является обязательной.
А вот когда страховая не платит по КАСКО, порядок действий более произволен. Вот основные причины отказа в премиях:
- клиент вовремя не уведомил страховщика о ДТП. Как вариант: сделал это в срок, но не в письменной форме. Единственная законная причина отказа – клиент вообще не удосужился сделать заявление. Если утверждается, что такого уведомления не было, нужно просто заказать у своего мобильного оператора распечатку звонков, что и станет доказательством в суде;
- страховщик мотивирует отказ тем, что состояние машины после ДТП изменилось, а значит невозможно определить причину ущерба, и его размер. Если страховая не платит по КАСКО, порядок действий очевиден – проблема легко решается в суде, куда нужно предоставить результаты независимой экспертизы;
- по мнению экспертов страховщика, механизм образования повреждений не соответствует обстоятельствам, которые клиент перечислил в заявлении. На практике такое действительно имеет место: многие считают, что тратить время на каждую царапину расточительно. Однако с точки зрения закона их действия правомерны, а значит получить компенсацию возможно и в этом случае. Если страховая не платит по КАСКО, порядок действий довольно сложен, но результативен. Сначала потребуется проведение независимой экспертизы, затем подается претензия в страховую, которая, разумеется, отвечает отказом. После этого нужно обжаловать его в суде, что практически всегда ведет к выигрышу;
- в выплатах отказывают по причине, что лицо, находившееся за рулем, не вписано в полис. Это, как и угон автомобиля вместе с документами и ключами, относится к наиболее сложным случаям. Когда страховая не платит по КАСКО, порядок действий однозначен: нужно обратиться к очень хорошему автоюристу. Тот сумеет доказать, что в соответствии с постановлением Верховного Суда России страхуется само имущество (то есть автомобиль), а не человек им управляющий.
При возникновении споров по полисам обязательного страхования гражданской ответственности причины отказов примерно те же. Если страховая не платит по ОСАГО, порядок действий тот же самый, за исключением одной важной детали. Она в том, что сейчас, в соответствии с законодательством, прежде чем обратиться с исковым заявлением в судебные инстанции, клиент обязан написать заявление в страховую. В обязанности страховщика входит в 5-дневный срок принять соответствующее решение и дать письменный ответ клиенту. И лишь в случае отказа у владельца полиса появляется право обращения в суд.